Суббота, 18.05.2024, 20:56
Официальный сайт п. Вышков
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Погода
Вышков
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » 2016 » Май » 15 » Двойной воздушный таран над станцией Злынка
20:33
Двойной воздушный таран над станцией Злынка
История советской авиации помнит немало воздушных таранов наших летчиков в разные военные годы, особенно в период Великой Отечественной войны. Но вот случаев двойных таранов отмечено всего несколько. Иногда их совершал один лётчик, дважды налетая на один и тот же самолёт противника, или сбивая тараном в одном воздушном бою по очереди две вражеские машины. Мы вспомним совсем неожиданный таран, когда вражеский самолёт по очереди атаковали своими машинами сразу два наших лётчика. Именно такой неординарный случай был первым и едва ли не единственным в годы войны, и произошёл он над станцией Злынка 30 июня 1944 года. В документальном сборнике «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941– 1945: Краткая хроника» (М., Воениздат, 1981) освещен героический путь, пройденный войсками противовоздушной обороны страны в годы той войны. В нем день за днем прослежена боевая деятельность соединений и частей, приведены наиболее яркие примеры отваги и героизма. И вот читаем среди них: «30 июня 1944 г., пятница. Летчики 591 иап лейтенант А.С.Гунченко и младший лейтенант И.П.Растягаев перехватили в районе станции Злынка вражеский самолет-разведчик и сбили его поочередными таранными ударами. За этот подвиг оба летчика были награждены орденом Красного Знамени». Лето 1944 года. Освобождена почти вся территория Украины, 23 июня началась знаменитая наступательная операция «Багратион» по освобождению Белоруссии. На аэродромах Гомеля и возле него дислоцировались разные авиационные части, принимавшие участие в операции. Среди них 591-й истребительный авиационный полк 36-й авиадивизии ПВО (комдив – Герой Советского Союза полковник Зеленцов В.В.). Деятельность подобных соединений, помимо прикрытия городов, была направлена на воздушное сопровождение наиболее важных воинских эшелонов и транспортных самолётов. 591-й истребительный авиационный полк был сформирован в октябре 1941 г. под Киевом, вскоре был перевооружен самолётами Ла-5 и включен в 36-ю истребительную авиадивизию ПВО. Полк участвовал в боях на Курской дуге, в операции «Багратион», дошёл до Варшавы. В июне 1944 г. летчики полка принимали участие в отражении налетов немецкой авиации на город Гомель. После войны полк нёс боевое дежурство в системе ПВО вплоть до расформирования в 1958 г. Железная дорога Гомель – Брянск всегда была важной питающей артерией для обеих сражающихся сторон. Для немецких войск она во многом обеспечивала снабжение их восточного фронта, поэтому неоднократно подвергалась налётам нашей авиации и подрывной деятельности брянских партизан. Часто все станции, полустанки и разъезды были забиты воинскими эшелонами. Не исключением была и станция Злынка, на которой имелось несколько запасных путей, удобных для временного отстоя эшелонов. Генерал-лейтенант авиации в отставке А.З.Каравацкий, бывший командир 3-го бомбардировочного авиационного Бобруйско-Берлинского ордена Суворова корпуса 16-й воздушной армии, в своих мемуарах «Маршрутами мужества» (Минск, 1978) вспоминал, как в 20-х числах сентября 1943 года летчики его корпуса бомбили железнодорожные станции Новозыбков и Злынка: «Одновременно с налетом на Новозыбков командир полка А.С. Хлебников водил две эскадрильи Пе-2 на станцию Злынка. В момент бомбардировки здесь оказался эшелон с живой силой врага. Эшелон был разбит. Подожгли также цистерны с горючим. Огонь охватил землю и постройки. Горело все, что могло гореть. Железнодорожное движение на участке Новозыбков - Гомель прервалось». И в период подготовки и проведения операции «Багратион» эта железная дорога была забита теперь уже нашими воинскими эшелонами, что беспокоило немецкое командование, постоянно посылавшее свою воздушную разведку в этот район. Для противостояния этому лётчики ПВО патрулировали здесь, прикрывая железнодорожные станции от самолётов-разведчиков, а при любой возможности уничтожали их. Командир полка В.И. Яскульский вспоминал позднее, что за период с 26 декабря 1943 г. и по 1 августа 1944 г., прикрывая Гомельский район, летчиками 591-го истребительного полка было сбито 9 фашистских самолетов-разведчиков. Такой случай произошёл и 30 июня 1944 г. Из отчёта: «Командир звена 591-го истребительного авиационного полка (36-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт ПВО) комсомолец лейтенант Гунченко А.С. 30 июня 1944 года вылетел в паре с младшим лейтенантом Растягаевым И.П. на перехват вражеского воздушного разведчика. В воздухе они обнаружили Ju-88 и атаковали его. «Юнкерс», повернув в сторону линии фронта, на повышенной скорости со снижением попытался уйти. В районе станции Злынка Брянской области поочерёдными ударами Гунченко с Растягаев таранили врага. Приземлились на парашютах». Лейтенант А.С.Гунченко Из воспоминания очевидцев того боя: «В 9 часов 45 минут группа офицеров 44-го зенитного артиллерийского полка, которые как раз в это время находились на учениях в районе рек Ипуть – Сож, услышали звук пулеметно-пушечных очередей в воздухе. Сам воздушный бой, происходивший на большой высоте, не был виден из-за облаков, но стрельба была слышна в течение 10–15 минут. После длинной очереди раздался тяжелый прерывистый вой моторов и спустя 30–40 секунд из-за облака стали падать отдельные части самолетов. Затем на высоте 3000–4000 метров показался двухмоторный самолет, вероятно, Юнкерс-88, который снижался над лесом. Через 20 – 30 секунд самолет взорвался, и с земли ясно наблюдали пламя и черный дым. Наши офицеры-зенитчики наблюдали также падение двух истребителей Ла-5, с которых выпрыгнули летчики на парашютах (О.Каминский, «Двойной воздушный таран», портал «Проза.ру»). Судя по пулеметно-пушечной стрельбе, в то утро в небе над станцией Злынка происходил воздушный бой. С немецкой стороны это был Ю-88, многоцелевой самолёт, один из лучших в немецкой авиации того времени. На его вооружении имелось до семи авиационных пулеметов калибра 7,62 мм. С нашей стороны участвовали два истребителя Ла-5, вооруженные двумя 20-мм автоматическими авиационными пушками. Казалось бы, полное преимущество на стороне нашей авиации, но перевес в мощи и численности не всегда себя оправдывают. Немалую роль играют еще мастерство и боевой опыт. Какого класса лётчики были на сбитом «Юнкерсе», нам неведомо, зато о наших летчиках немного известно. «Ведущим» в паре наших истребителей был лейтенант Гунченко, командир звена 591-го авиаполка. О нём известно: «Гунченко Алексей Сергеевич родился в 1916 году в селе Васюков Краснопольского района Сумской области. Украинец. Член ВЛКСМ. Окончил 7 классов средней школы и электротехникум в Харькове. В Красной Армии с августа 1937 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище летчиков. Участвовал в Великой Отечественной войне с 10.10.1941 года. К середине июля 1944 года произвел 295 боевых вылетов, в составе пары сбил два Ю-88. После окончания войны продолжал служить в авиации ПВО. Награжден орденами Красного Знамени (23.9.1944), Отечественной войны 2-й степени (6.4.1985), медалью «За Победу над Германией» (9.5.1945)». «Ведомым» у него был старший лётчик полка младший лейтенант Растягаев: «Растягаев (в наградных документах Ростягаев) Иван Петрович родился в 1920 году. Русский. Кандидат в члены ВКП(б). В Красной Армии с 1940 года, был призван Сталинабадским городским военкоматом Таджикской ССР. Участвовал в Великой Отечественной войне с 5 августа 1942 года. К середине июля 1944 года произвел 145 боевых вылетов, лично сбил один До-215 и в составе пары один Ме-110 и один Ю-88. Награжден орденами Красного Знамени (23.9.1944), Красной Звезды (21.7.1943), медалью «За Победу над Германией» (9.5.1945)». Оба лётчика на фронте воевали уже 2-3 года, опыта должно было быть немало, у одного почти полторы, у другого три сотни вылетов «для сопровождения особо важных авиатранспортов ЛИ-2 и железнодорожных эшелонов», как говорится в документах. А вот в воздушных боях оба лётчика почти не участвовали. И.П.Растягаев «за период с 15 марта по 15 мая1943 г. в районе г. Курск провел три воздушных боя: сбил разведчика ХЕ-111 и в паре МЕ-110». А.С.Гунченко «в ночь на 12 06.44г. при налете немецкой авиации на г. Гомель в паре сбил Ю-88». Вот и весь опыт! Поэтому и неудивительно, что перехватив немецкого воздушного разведчика, наши лётчики вступили в бой и быстро расстреляли весь свой боезапас. У них, видимо, был приказ не дать уйти «Юнкерсу» с ценной информацией о расположении и передвижении наших резервов. Лейтенант Гунченко попытался винтом своего самолёта ударить по крылу вражеской машины, но в результате его самолёт потерял управление и стал падать, лётчик успел выпрыгнуть с парашютом. «Юнкерс» продолжил полёт к линии фронта, тогда попытку ударить его предпринял Растягаев. Она оказалась более удачной, но к земле устремились оба самолёта. Наш летчик благополучно приземлился, а судьба четырех немецких пилотов осталась неизвестной. Надо сказать, что в наших военно-воздушных силах тараны не то чтобы запрещались, но далеко не всегда приветствовались из-за больших потерь в самолётах и летчиках. Если раньше за такие подвиги давали звание Героя Советского Союза, то к концу войны, когда тараны стали массовыми, за таран награждали, в лучшем случае, орденом. В нашем случае один сбитый Юнкерс-88 стоил двух наших истребителей Ла-5. Просчёты в бою наших пилотов были очевидными, им не хватило мастерства и опыта, чтобы вдвоём «разобраться» с единственным противником. Но советское командование все же посчитало более важным уничтожение разведчика с ценной информацией, чем гибель двух истребителей. И командир 591-го истребительного полка майор Яскульский В.И. представил обоих лётчиков к награждению орденами Красного Знамени. В сентябре 1944 г. вышел приказ командующего артиллерией Красной Армии главного маршала артиллерии Н.Воронова, по которому лейтенант Гунченко и младший лейтенант Растягаев награждались этими орденами. В. Комовский Цитировано с http://zlynkaznamia.ru Май 7, 2016
Категория: Новость дня! | Просмотров: 1045 | Добавил: vishkov | Теги: Двойной воздушный таран над станцие | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Быстрый вход
Категории раздела
Криминал!!! [44]
Криминал нашего посёлка!
Спорт! [18]
Спорт в Вышкове и не только.
Горячие новости Вышкова! [252]
Всё что происходит в нашем посёлочке!
Новость дня! [137]
Все новость к-е не вошли в др. разделы!
Районные вести. [166]
Областные новости. [28]
Наши Друзья
center
Опрос
Вышков для Вас -
Всего ответов: 237
Поиск
 


Сайт посёлка Вышков ©2007- 2024